Успенский храм с. Козловка.
Первоначальное название села — Верхние Острожки (острог, сторожа), оно основано около 1720 года. Полвека спустя стало называться Козловкою, по переселенцам из города Козлова, или Шиповою Козловкою, поскольку лежит у отрогов Шилова леса. Самое раннее упоминание о сельской церкви относится к 1778 году, когда сгорела деревянная Никольская церковь. 12 июня священнику Иоанну Прокопьеву была выдана грамота на построение новой деревянной церкви на прежнем месте. Деревянная церковь в Козловке не раз упоминается в документах конца XVIII — начала XIX веков. Иоанн Прокопьев, первый из известных нам священников Козловки, умер в 1782 году, ему был 81 год. Прихожане чтили память и сберегали могилы своих пастырей Артемия Захарова (1766 — 1846), служившего с 1792 года, и Ивана Дмитриевича Козловского, умершего в 1846 году в глубокой старости.
С 1800 года в Никольской церкви служил протоиерей Исайя Васильевич Лебедянский, выходец из Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Трое его сыновей — Павел, Петр и Стефан — обучались в Воронежской семинарии. В бурсе им изменили фамилию, и братья превратились в Лебедевых. Особую известность приобрел Павел Исаевич Лебедев (1805 — 1865). В 1827 году он окончил Киевскую духовную академию, полтора десятилетия был учителем гимназии в Харькове, а затем перешел на университетскую кафедру богословия, где читал лекции по логике, психологии, церковному праву и законоведению. Примерно в 1822 году Исайя Лебедянский переехал в соседнюю слободу Бутурлиновку, где и жил до конца своих дней. На его место в Козловку прибыл Порфирий Серебрянский (1780 — 1828), сын которого, Андрей, стал поэтом и другом Алексея Кольцова. Такое перемещение связывается с началом строительства в центре села каменной Успенской церкви. Руководить этими работами и призвали более энергичного отца Порфирия.
Еще в 1821 году из-за ветхости Никольской церкви доверенные лица прихожан Иван Золотилин и Михаил Сустретов испросили у воронежского епископа Епифания разрешение на возведение новой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храмозданную грамоту им выдали 17 февраля 1822 года. Летом того же года начались строительные, работы, продолжавшиеся пятнадцать лет. В 1827 году был освящен придел во имя чудотворца Николая и в нем стали совершать службы, а старую церковь разобрали. На прежнем месте осталась деревянная часовня с покосившимся куполом в окружении надгробных крестов и памятников.
Новая просторная церковь строилась в центре села. В плане она имела вид продолговатого креста с объемным куполом. В ней существовали три придельных алтаря: уже упомянутый во имя чудотворца Николая, во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя целителя Пантелеимона. По главной оси храма за трапезной стояла колокольня, устремленная своим шпилем выше купола. В старой Никольской и строившейся новой церкви вел службы Порфирий Серебрянский.
История семьи Серебрянских (Сребрянских — по документам того времени) занимательна сама по себе. В ревизской сказке вотчины Шереметевых - слободы Алексеевки Бирюченского уезда — за 1782 год приведены сведения о духовенстве местных храмов. Дьячком при церкви святого Алексея, Митрополита Московского, состоял Василий Серебрянский. В семействе у него обретались жена Ульяна Степановна и пятеро детей, младшим среди которых показан двухлетний Порфирий .
Василий Серебрянский (1746 — конец XVIII в.) пребывал в это время на самой низшей ступеньке в иерархии белого духовенства, не требовавшей семинарского образования. Однако грамотность и навыки в богослужении позволили ему вскоре занять священническое место в селе Татарине Коротоякского уезда. В 1803 году Василий уже назван покойным. Пономарем в той же алексеевской церкви в 1782 году служил родной брат Василия, Михаил Серебрянский. Многочисленные Серебрянские позднее не раз упоминаются среди духовенства.
Есть упоминание о том, что одна из первых в губернии, появилась церковноприходская школа в Козловке в 1826 году. Непрерывной ее работа стала при священнике Федоре Герасимовиче Мерхалеве, служившем в Успенской церкви Козловки с 1842 по 1859 год. Отец Федор, «бескорыстный и любвеобильный пастырь», деятельно заботился о школе, помещение для которой устроил на собственные средства. В дальнейшем приходские школы возникли при каждой из церквей. При церкви имелась значительная библиотека, собравшаяся с начала XIX века. Помимо церковнослужебных книг значились различные духовные, «житийные» и даже исторические труды.
В середине девятнадцатого века в Успенской церкви состояли три штата. С 1837 по 1846 год священствовал Петр Артемьевич Крылов, сын Артемия Захарова — это единственный случай наследственного служения в Козловке. Никандр Николаевич Попов, приехав после семинарии в 1847 году, трудился здесь без малого тридцать лет. Более сорока лет служил священник Георгий Федорович Федоров. В 1873 году в Козловку приехал отец Василий Турбин, имевший склонность к ученым изысканиям.
Успенский храм оставался главным в Козловке. В 1880-е годы в нем появились иконы, написанные служащим Шиповского лесничества художником-любителем Александром Эдуардовичем Циолковским (1850—1906). Клировые ведомости, составленные в 1911 году, дают очень подробные сведения о местном духовенстве. Успенский приход включал 414 домов, где проживали 1405 мужчин и 1337 женщин.
Настоятелем храма состоял Михаил Михайлович Мишин (1853—1930-е гг.), служивший на одном месте с 1879 года. Пастырские обязанности он совмещал с заведованием церковноприходской школой и преподаванием в земской школе. Жили они вдвоем с попадьей Екатериной Ивановной. Вторым священником являлся Сергей Ефимович Пятницкий (1855—1911), старший брат известного фольклориста и создателя народного хора. Сергей Пятницкий и его жена Елена Петровна имели четырех дочерей — Валентину и Евгению (сами уже попадьи), Мария учительствовала в этом же селе, а Надежда воспитывалась в Воронежском епархиальном училище. Сын Петр учился в Московском университете, а Виктор — в духовном училище в Воронеже.
Третий священник, Дмитрий Никанорович Богомолов, служил в Козловке с 1890 года. В семье у него была жена, трое сыновей и четыре дочери. Дьяконом в Успенской церкви пребывал Иван Прокопьевич Гончаров, окончивший Воронежскую учительскую семинарию, псаломщиками — Иван Иванович Вестфальский, Михаил Васильевич Попов и Сергей Александрович Тростянский. Просфоры для прихожан выпекала дочь покойного дьякона Надежда Николаевна Путилина. В разряде духовенства оставались дети умерших священнослужителей — Александровы и Сильченковы.
Обязанности старосты Успенской церкви с 1901 года выполнял крестьянин Павел Иванович Филатов (1847 — после 1917), владелец двух каменных домов. Фамилия богача Филатова в Козловке еще не забыта, один из его каменных домов сохранился и используется больницей.
Церковная усадьба занимала чуть более одной десятины, да в декабре 1909 года местной двухклассной школе уступили триста квадратных саженей. Сельское общество отмежевало причту 99 десятин пашни, частью они обрабатывали ее сами, а частью отдавали в аренду по 15 рублей за десятину. Священники имели собственные дома или нанимали квартиры. На церковной земле стояли каменная сторожка, деревянный домик и амбар, три деревянные лавки. Еще одно строение о трех комнатах под железной крышей было приобретено в 1895 году для размещения церковноприходской школы, открытой в 1889 году. В 1911 году в ней обучалось 49 мальчиков и 23 девочки. Священники обучали Закону Божиему еще в двух соседних школах — земской, действовавшей с 1895 года, и двухклассной министерской, учрежденной в 1911 году. Церковная библиотека насчитывала 450 томов.
Сохранившиеся в районном архиве ЗАГСа в Бутурлиновке метрические книги позволяют увидеть те перемены в штате храмов, которые произошли после 1911 года. В Успенскую церковь на место С. Е. Пятницкого прибыл отец Василии Ильин.
Сохранившиеся метрические книги о Козловке и её церквей заканчиваются 1917 годом. Последние записи в Успенской метрике связаны со смертью: 26 декабря умерла Фекла Ивановна Акиньшина, 82 лет; 27 декабря — вдова Васса Андреевна Головкова, 85 лет; 29 декабря скончалась жена псаломщика Варвара Федоровна Попова, 70 лет; на следующий день — вдова Анастасия Никифоровна Дудоладова, 95 лет.
В конце 1920-х годов церкви стали одну за другой закрывать, а затем и рушить. В середине 1930-х годов все три церкви уже не действовали. Из кирпича Успенской церкви построили школу в Бутурлиновке.
О судьбе многих священников ничего не известно. Тем не менее в архивной картотеке репрессированных они не значатся. Ни одной священнической фамилии в селе сейчас нет, разве что Поповы и Гончаровы, да жив сын регента Успенской церкви Алексея Васильевича Неретина (1870—1957). Долго в селе оставалась лишь невестка псаломщика Ивана Вестфальского, но теперь и она умерла.
Сельское духовенство, практически исчезнувшее к концу 1930-х годов, было важным элементом духовной жизни русской деревни. На примере Козловки вполне очевидно, что они сами и их дети внесли существенный вклад в развитие местной культуры. В настоящее время богослужения проходят в молитвенном доме (бывшая аптека). Настоятелем является иерей Александр Пальчиков.