Печально, но аварии вокруг нас случаются каждый день. Многие из них приводят к значительным материальным убыткам, лишают людей здоровья, нередко – и самой жизни. Но истинная и самая масштабная трагедия не в большом количестве жертв ДТП, а в том, что конкретные погибшие и травмированные люди становятся для нас статистикой. По цифрам горя мы лишь скользим взглядом. В уме, может, что-то и щёлкает, а в душе – нет. Это – равнодушие. Его масштаб огромен, потому-то оно и есть самое страшное ЧП. И всех нас, равнодушных, непременно нужно добавлять в список жертв аварий.
Лихачи и градусы
Вот несколько фактов состояния аварийности на дорогах Воронежской области, размещённых на официальном сайте регионального УГИБДД в декабре минувшего и январе 2015 года. 20 декабря в области было зарегистрировано 163 ДТП. В тринадцати из них двенадцать человек получили травмы различной степени тяжести, один человек погиб. По вине водителей произошло восемь ДТП. При этом выявлены 34 водителя, которые управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. То есть выпил, сел за руль – и поехал давить людей?
А фактов превышения скорости за сутки автоматические комплексы видеофиксации задокументировали (вы только вдумайтесь!) 4565. О чём думали эти лихачи? Уж точно не о собственной безопасности и безопасности тех людей, которых везли и которые встретились им по пути. Безответственность? Безусловно. Только безответственность эта преступна. Ибо рано или поздно лихач, а тем более выпивший найдёт свою жертву на дороге. И это уже будут не абстрактные сто граммов или 120 км/час, а вполне конкретные переломы, а то и гробы.
Хроника ДТП на дорогах Воронежской области за любой декабрьский и январский день отличается лишь цифрами, но в ней остаётся постоянным факт наличия пострадавших людей.
Сайт auto-gorod-vrn.ru приводит убийственную статистику на этот счёт. Она как раз и подтверждает чрезвычайную опасность обозначенной проблемы.
Итак, в стране резко выросло количество «пьяных» ДТП. За прошедший год было зафиксировано 14 тысяч аварий, виновниками которых стали пьяные водители. Во всех были жертвы. Этот показатель на одиннадцать процентов выше цифр 2013 года. А лидируют в антирейтинге самых «пьяных» регионов столица, Московская область, Санкт-Петербург и, как ни грустно, Воронежская область. В Воронежской области количество такого рода ЧП выросло на 54 процента. И, безусловно, становится крайне актуальным введение уголовной ответственности для водителей под градусом, ставших причиной ДТП с человеческими жертвами.
Другой факт, но, по сути, о том же – о безответственности. 19 декабря 2014 года на трассе М-4 «Дон» в Хлевенском районе Липецкой области перевернулся пассажирский автобус Москва – Воронеж. По информации липецких полицейских, большой автобус «Мерседес» столкнулся с микроавтобусом «Рено», который ехал впереди. Оказалось, что микроавтобус сбил собаку, выбежавшую на проезжую часть, и резко затормозил. Рейсовый автобус вылетел с трассы и скатился вниз по крутому склону. ГУ МВД России по Липецкой области сообщило, что одиннадцать человек получили травмы, а один пассажир погиб. Пострадавших госпитализировали.
Вопрос: что, собака виновата? Возможно, и она. Но здесь не всё так просто. При движении по зимней дороге нужно соблюдать необходимую дистанцию, а лучше – даже увеличивать её. Было ли это соблюдено? Готовы ли были водители к адекватным действиям в экстремальной ситуации? Какие приоритеты ценностей для водителей стали импульсом принятия решений?
На 630-м километре автодороги М-4 «Дон», но в Бутурлиновском районе Воронежской области, 17 декабря с интервалом в сорок минут произошло два крупных ДТП, в которых четырнадцать (!) автомобилей получили механические повреждения. Водители двух КамАЗов были госпитализированы в медучреждения с травмами различной степени тяжести.
На официальном сайте УГИБДД сообщили, что, по предварительным данным, основной причиной ДТП в обоих случаях стало нарушение скоростного режима движения на спуске.
Самоубийственное авось
И как тут не согласиться с гаишниками, которые пишут: «Анализ причин ДТП указывает на то, что большинства случаев можно было избежать». И дают простой рецепт: «Для этого необходимо просто следовать Правилам дорожного движения и проявлять внимательность». Это тем более верно в отношении пешеходов, которые стали жертвами аварий по собственной вине, по собственной беспечности и привычке уповать на авось.
Так, 20 декабря в том же Бутурлиновском районе на 71-м километре автодороги Курск – Борисоглебск – Таловая – Бутурлиновка водитель автомобиля «Лада-Гранта» допустил наезд на пешехода – местного жителя. Тот переходил проезжую часть в неустановленном месте, вне зоны пешеходного перехода. Он погиб на месте происшествия.
На следующий день в селе Новая Умань Воронежской области произошла ещё одна авария с участием пешехода. На улице Ленина водитель автомобиля «Мерседес» наехал на 72-летнюю пенсионерку. Она тоже переходила дорогу вне зоны пешеходного перехода. От полученных травм женщина скончалась в машине «скорой медицинской помощи».
В обоих случаях пешеходы сами виноваты в своей смерти. Но они, согласитесь, проявили (последний раз в жизни!) и безответственность. Перед своими родными, которые теперь убиты горем.
Сами создаём проблемы
В СМИ 18 декабря прошло сообщение о том, что на улице Волгоградской в Воронеже рабочие повредили газовую трубу. Они вели земляные работы, но зацепили коммуникации. Оказалось, что по этой трубе доставлялся газ к нескольким крупным предприятиям. Специалисты вынуждены были снизить давление для проведения ремонта. В аварийно-восстановительных работах были задействованы 30 специалистов, дежурили сотрудники МЧС, пожарные. Были потрачены силы, время, деньги.
Что здесь проявилось? Или некомпетентное задание рабочим, или некомпетентное выполнение задания. В любом случае об ответственном отношении к делу трудно вести речь. Конечно, причин аварий гораздо больше названных. Однако что касается ДТП, в которых погибли люди, то их количество на дорогах России в 2013 году было почти в четыре раза больше среднеевропейского уровня, сообщает сайт auto.mail.ru. И к таким страшным фактам мы, наверное, должны относиться не как к бездушным цифрам, а как к трагедии конкретного человека и его семьи, только помноженные на эти самые цифры. Не приведи, Господь, чтобы подобная беда коснулась кого-то из нас. Думается, сократить количество трагических ЧП поможет не только ужесточение мер наказания, но и избавление каждого из нас от беспечности, безответственности и равнодушия.
А тем временем только за одни сутки, 10 января 2015 года, по данным УГИБДД по Воронежской области, в результате восьми ДТП пострадали люди. Один человек погиб, двадцать один получил телесные повреждения различной степени тяжести...
Пусть небеса хранят наши семьи от подобного, а сердца наши пусть по-настоящему трогает горе неизвестных нам людей.
Пришла пора жаркого лета и уже совсем скоро никуда невозможно будет скрыться от палящего солнца и знойной духоты. Представлять, что делали наши предки без современных технических достижениях, в таких условиях совершенно не хочется - и это правильное решение, ведь сейчас мы с легкостью можем решить эту проблему. Всевозможные по конфигурации и основным характеристикам кондиционеры дают нам незаменимую возможность создания идеальной атмосферы в помещении, где мы находимся. Мы можем задать определенную температуру и потом ее регулировать, что позволяет постоянно находиться в прохладе, тогда как другие мучаются в нестерпимой жаре.