Не стихнет колокольный звон. История с.Козловка.
Сельская жизнь была и остается беднее событиями, чем городская. Именно в городе происходили практически все общественно-политические и культурные акции. На долю деревни оставались социальные потрясения, постепенные экономические перемены, но все эти деяния во многом без личностные, массовые, безымянные.
Да и где мог выделиться из своей среды крестьянин, чтобы оставить след в архивных источниках? Возможностей для этого у него было куда меньше, чем у городского жителя,
В самой сельской жизни многое зависело от личности помещика: добрый он или самодур, рачительный хозяин или мот, вращается ли он в столичном или губернском обществе либо замкнулся в стенах усадьбы. Чаще всего та или иная деревня упоминается в связии со своими владельцами. Приезды хозяина, его родственников и гостей, среди которых могли быть весьма известные лица, оживляли местное существование. К примеру, село Новоживотинное часто фигурирует в путевых записках и переписке в связи с помещиками Веневитиновыми, село Красное — с Раевскими, село Удеревка — со Станкевичами, село Семидубравное — с Потаповыми, село Колыбелка — с Тевяшовыми.
Иное дело, когда речь заходит о селении государственных крестьян. Персонального хозяина тут нет, администрация далеко, в уездном городе, волостная власть же своя, выборная. Вот и получается, что казенная деревня проходит по документам только в качестве иллюстрации к цифрам — количество дров, земли, душ мужcкoro пола да сумма положенных к уплате налогов.
Самостоятельно упоминается непременно сельская церковь: когда строена да перестроена, каков ее внешний вид и внутреннее убранство и кто в ней священствует. Для крестьян она была предметом гордости, сельские общества соперничали друг с другом в красоте и благолепии своего храма, в силе колокольного звона, а иногда и в громкости дьяконского баса. Священникам до революции суждено было играть заметную роль в жизни своих приходов, и особенно наглядно это проявлялось в общинах государственных крестьян.
Именно так и обстояло дело в одном из самых крупных поселений в губернии — селе Козловке Бобровского уезда (ныне Бутурлиновского района) Воронежской губернии. На протяжении XVIII и первой половины XIX века священники были единственными в полной мере грамотными людьми в волости Помимо пастырских обязанностей им приходилось выступать ходатаями по делам сельской общины, учить и даже лечить жителей. Они являлись и первыми летописцами родных мест. В конце XIX — начале XX века священники вместе с земскими учителями, врачами и местной администрацией составляли сельскую интеллигенцию.
Исторические сведения о храмах найти нетрудно, они сосредоточены в печатных Трудах архимандрита Димитрия (Самбикина) (1839—1908). Иначе обстоит дело с биографическими сведениями о духовенстве, их приходится извлекать из разрозненных архивных документов и церковной периодики. По Козловке имена духовенства можно выявить с последней четверти XVIII века. Следует иметь в виду, что священники не являлись местными уроженцами. Всякий раз они присылались сюда волею епархиального начальства, служили порою десятилетиями на одном месте, но по смерти их сыновья приход не наследовали. Только в редких случаях вдовы священников и незамужние дочери доживали свой век па прежнем месте.
Первоначальное название села — Верхние Острожки (острог, сторожа), оно основано около 1720 года. Полвека спустя стало называться Козловкою, по переселенцам из города Козлова, или Шиповою Козловкою, поскольку лежит у отрогов Шилова леса. Самое раннее упоминание о сельской церкви относится к 1778 году, когда сгорела деревянная Никольская церковь. 12 июня священнику Иоанну Прокопьеву была выдана грамота на построение новой деревянной церкви на прежнем месте. Невзирая на то, что храм с 1820-х годов изменил местоположение, старинная усадьба до сих пор не утратила полностью своей конфигурации, за нею закрепился топоним «У креста». Деревянная церковь в Козловке не раз упоминается в документах конца XVIII — начала XIX веков. Иоанн Прокопьев, первый из известных нам священников Козловки, умер в 1782 году, ему был 81 год. Еще в конце прошлого века прихожане чтили память и сберегали могилы своих пастырей Артемия Захарова (1766 — 1846), служившего с 1792 года, и Ивана Дмитриевича Козловского, умершего в 1846 году в глубокой старости. В 1792 году «священноцерковнослужители села Верхних Острожков» были лишены епископом Иннокентием сана за свершение браков малолетних детей (11-летнего мальчика с 20-летней невестой и 9-летнего с 14-летней). К сожалению, сами документы не сохранились, а в позднейшей публикации имена священников не были названы.
С 1800 года в Никольской церкви служил протоиерей Исайя Васильевич Лебедянский, выходец из Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Трое его сыновей — Павел, Петр и Стефан — обучались в Воронежской семинарии. В бурсе им изменили фамилию, и братья превратились в Лебедевых. Особую известность приобрел Павел Исаевич Лебедев (1805 — 1865). В 1827 году он окончил Киевскую духовную академию, полтора десятилетия был учителем гимназии в Харькове, а затем перешел на университетскую кафедру богословия, где читал лекции по логике, психологии, церковному праву и законоведению. Колоритная фигура протоиерея Павла Лебедева оказывала благотворное влияние на студентов Харьковского университета, и не случайно он упоминается во многих воспоминаниях. В газетном некрологе отмечалось, что протоиерей Лебедев «пользовался громкой известностью в ученом мире и как отличный преподаватель и как ученый».
Примерно в 1822 году Исайя Лебедянский переехал в соседнюю слободу Бутурлиновку, где и жил до конца своих дней. На его место в Козловку прибыл Порфирий Серебрянский (1780 — 1828), сын которого, Андрей, стал поэтом и другом Алексея Кольцова. Такое перемещение связывается с началом строительства в центре села каменной Успенской церкви. Руководить этими работами и призвали более энергичного отца Порфирия.
Еще в 1821 году из-за ветхости Никольской церкви доверенные лица прихожан Иван Золотилин и Михаил Сустретов испросили у воронежского епископа Епифания разрешение на возведение повой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храмозданную грамоту им выдали 17 февраля 1822 года. Летом того же года начались строительные, работы, продолжавшиеся пятнадцать лет. В 1827 году был освящен придел во имя чудотворца Николая и в нем стали совершать службы, а старую церковь разобрали. На прежнем месте осталась деревянная часовня с покосившимся куполом в окружении надгробных крестов и памятников.
Новая просторная церковь строилась в центре села. В плане она имела вид продолговатого креста с объемным куполом. В ней существовали три придельных алтаря: уже упомянутый во имя чудотворца Николая, во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя целителя Пантелеимона. По главной оси храма за трапезной стояла колокольня, устремленная своим шпилем выше купола. В старой Никольской и строившейся новой церкви вел службы Порфирий Серебрянский.
История семьи Серебрянских (Сребрянских — по документам того времени) занимательна сама по себе. Совсем недавно мне удалось обнаружить документы, проливающие свет на корни семьи. В ревизской сказке вотчины Шереметевых - слободы Алексеевки Бирюченского уезда — за 1782 год приведены сведения о духовенстве местных храмов. Дьячком при церкви святого Алексея, Митрополита Московского, состоял Василий Серебрянский. В семействе у него обретались жена Ульяна Степановна и пятеро детей, младшим среди которых показан двухлетний Порфирий .
Василий Серебрянский (1746 — конец XVIII в.) пребывал в это время на самой низшей ступеньке в иерархии белого духовенства, не требовавшей семинарского образования. Однако грамотность и навыки в богослужении позволили ему вскоре занять священническое место в селе Татарине Коротоякского уезда. В 1803 году Василий уже назван покойным. Пономарем в той же алексеевской церкви в 1782 году служил родной брат Василия, Михаил Серебрянский. Многочисленные Серебрянские позднее не раз упоминаются среди духовенства.
Порфирий Серебрянский в конце XVIII века определился в семинарию, в 1803 году, по ее окончании, отправился в Бутурлиновку священником к Преображенской церкви. Никаких сведений о том, что он покидал слободу вплоть до 1822 года, у нас нет таким образом, следует признать, что его сын Андрей родился в 1809 году в Бутурлиновке, а не в Козловке. К сожалению, ревизские сказки, которые могли бы многое рассказать о семье Серебрянских, ни по Бутурлиновке, ни по Козловке за эти годы не сохранились.
О личности и творчестве А. П. Серебрянского написано немало. Давно уже настала пора переиздать его стихотворения и «Мысли о музыке»: имеющиеся сейчас дореволюционные издания широкому кругу читателей недоступны. Андрей Серебрянский выбыл в 1831 году из «среднего отделения» духовной семинарии для поступления в Московский университет. Одновременно его младшего брата Ивана (1813 — ?) «по малоуспешности» оставили на повторный год обучения. Относительно его дальнейшей судьбы существуют разные предположения. Биограф Кольцова краевед М. Ф. Де-Пуле утверждал, что он был исключен из семинарии и отдан в солдаты. Историк семинарии А. И. Николаев с ним не соглашался и доказывал, что Иван Серебрянский позднее, оставаясь семинаристом, умер от чахотки.
В 1838 году из философского класса выбыл последний Серебрянский — Василий (? — 1866). 30 мая он подал следующее прошение в семинарское правление: «Родной брат мой, студент 4-го курса Петербургской императорской Медико-хирургическоЙ академии, по крайнему расстройству здоровья, проезжая на родину, в настоящем положении крайне нуждается в самом заботливом попечении о нем в дороге, потому покорнейше прошу дозволить мне проводить его до места». Впоследствии недоучившийся семинарист стал игуменом Вологодского Лопотовского монастыря под именем Виссариона.
В 1832 году однокашник поэта по семинарии, Квинтиллиан Иванович Голубев, женился на его сестре Варваре и занял место священника Успенской церкви в Козловке. В 1841 году Голубева перевели в Икорец, с ним уехала и теща, мать Андрея Серебрянского. К сожалению, мы не знаем даже ее имени. В статье священника Василия Турбина, посвященной истории и этнографии Козловки, есть любопытные сведения о Серебрянском, основанные на рассказах знавших его крестьян: «Андрей Порфирьевич был старший сын; воспитывался сначала в Воронежской семинарии, потом поступил в число слушателей Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Неизвестно, каковы были успехи его в академии, но что он был человек талантливый, обладал даром поэзии, сочинял стихи, прекрасно декламировал их и иногда пел — это передавали нам люди, не раз видавшие поэта. Росту Андрей Порфирьевич был высокого, худощав, но красив и симпатичен, бороду брил. В Козловку приезжал он к матери, в последний раз он приехал в конце 1837 или весною 1838 года (это было в июне 1838 года. — А. А.) с целью поправить свое здоровье; но этого он не достиг; 3 августа 1838 года умер «от чахотки», как сказано в церковных книгах; похоронен на «погосте» близ часовни, поставленной на месте Никольской церкви. Памятника на могиле не было. Никаких письменных трудов Андрея Сребрянского в Козловке не отыскано».
Священники издавна обучали крестьянских детей азам грамоты, но таких учеников у них одновременно могло быть четыре-пять, не более. Для большого села это ничтожно мало. Изменить ситуацию по силам было только церковноприходской школе. Есть упоминание о том, что подобная школа, одна из первых в губернии, появилась в Козловке в 1826 году. Непрерывной ее работа стала при священнике Федоре Герасимовиче Мерхалеве, служившем в Успенской церкви Козловки с 1842 по 1859 год. Отец Федор, «бескорыстный и любвеобильный пастырь», деятельно заботился о школе, помещение для которой устроил на собственные средства. В дальнейшем приходские школы возникли при каждой из церквей. При церкви имелась значительная библиотека, собиравшаяся с начала XIX века. Помимо церковнослужебных книг значились различные духовные, «житийные» и даже исторические труды.
В середине прошлого века в Успенской церкви состояли три штата. С 1837 по 1846 год священствовал Петр Артемьевич Крылов, сын Артемия Захарова — это единственный случай наследственного служения в Козловке. Никандр Николаевич Попов, приехав после семинарии в 1847 году, трудился здесь без малого тридцать лет. Более сорока лет служил священник Георгий Федорович Федоров. В 1873 году в Козловку приехал отец Василий Турбин, имевший склонность к ученым изысканиям.
Население Козловки приближалось к восьми тысячам. По сведениям за 1859 год, село превосходило по числу жителей любой из уездных городов, кроме Воронежа и Коротояка. Одна церковь, пусть даже недавно построенная и обширная, не могла вместить всех прихожан, да и добираться до нее зимой и в распутицу от окраинных улиц было нелегко. В 1862 году в двух верстах к западу от Успенки крестьяне решили основать новую церковь. Для этого выбрали самое возвышенное в селе место. Храмозданная грамота выдана воронежским архиепископом Иосифом 25 сентября 1862 года, через семь лет, летом 1869 года, церковь освящена во имя Святой Живоначальной Троицы, она обошлась сельскому обществу в тридцать тысяч рублей. Представить ее облик можно только по описаниям: церковь имела вид продолговатой палаты, увенчанной одной главой, по своим размерам она уступала Успенскому храму. Иконы — обыкновенного русского письма, среди них не было ни древних, ни примечательных. Помимо основного, Троицкого, в церкви были два придельных престола — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в память Тихона, святителя Задонского. За частью села и сейчас сохранился топоним «Троицкое».
Уже в 1862 году, в момент закладки церкви, в нее назначили настоятеля, Василия Алексеевича Лебединского (1829— 1912). Его старшин брат Иван (1822—1893), учившийся в семинарии в одно время с поэтом И. С. Никитиным, впоследствии стал митрополитом Московским с именем Леонтия. Лебединские были родом из слободы Калитвы Острогожского уезда, но в Козловке отец Василий остался навсегда. Он прослужил на одном месте почти полвека, до ухода за штат в 1908 году. Часть икон и богослужебных книг в Троицкую церковь были пожертвованы высокопреосвященным Леонтием. В 1895 году в память о брате на собственные средства отец Василий выстроил деревянное школьное здание. Уже осенью здесь начались занятия, два учителя обучали раздельно мальчиков и девочек. В октябре 1896 года школу освятил специально прибывший в Козловку из Воронежа викарный епископ Владимир (Соколовский). Сельское общество решило отпускать на эту школу по сто рублей в год.
Псаломщиком Троицкой церкви в 1881 — 1885 годах служил Андрей Дмитриевич Серебрянский (1858 — после 1911), внук одного из двоюродных братьев поэта. В 1884 году он опубликовал в «Воронежских епархиальных ведомостях» первую статью по истории села, подписанную псевдонимом «А. С-кий» (в 1991 году она перепечатана бутурлиновской районной газетой «Призыв»). В 1884— 1885 годах в пяти номерах той же епархиальной газеты появилось более основательное сочинение священника Успенской церкви Василия Ивановича Турбина, носившее историко-этнографический характер и представляющее значительный интерес посейчас. Помимо сведений о прошлом села и каждого из храмов, в очерках большое внимание уделено современному состоянию приходов и этнографическим наблюдениям за нравами и обычаями населения, весьма неоднородного по своему составу.
Несмотря на наличие второй церкви, Успенский храм оставался главным в Козловке. В 1880-е годы в нем появились иконы, написанные служащим Шиповского лесничества художником-любителем Александром Эдуардовичем Циолковским (1850—1906). Особое внимание привлекала к себе икона «Воскресение Христово», выполненная на полотне масляными красками. По словам священника, «все в этой иконе правильно, отчетливо, художественно». Клировые ведомости, составленные в 1911 году, дают очень подробные сведения о местном духовенстве. Успенский приход включал 414 домов, где проживали 1405 мужчин и 1337 женщин. Церковь по-прежнему имела большой штат: три священника, три псаломщика, дьякон и просфорня.
Настоятелем храма состоял Михаил Михайлович Мишин (1853—1930-е гг.), служивший на одном месте с 1879 года. Пастырские обязанности он совмещал с заведованием церковноприходской школой и преподаванием в земской школе. Жили они вдвоем с попадьей Екатериной Ивановной. Вторым священником являлся Сергей Ефимович Пятницкий (1855—1911), старший брат известного фольклориста и создателя народного хора. Митрофан Пятницкий примерно в 1909 или 1910 году приезжал в Козловку в гости к брату и даже записывал здесь песни на фонограф. В Козловке Сергей Пятницкий жил с 1890 года, в конце декабря 1911 года он умер. Сергей Пятницкий и его жена Елена Петровна имели четырех дочерей — Валентину и Евгению (сами уже попадьи), Мария учительствовала в этом же селе, а Надежда воспитывалась в Воронежском епархиальном училище. Сын Петр учился в Московском университете, а Виктор — в духовном училище в Воронеже.
Третий священник, Дмитрий Никанорович Богомолов, служил в Козловке с 1890 года. В семье у него была жена, трое сыновей и четыре дочери. Дьяконом в Успенской церкви пребывал Иван Прокопьевич Гончаров, окончивший Воронежскую учительскую семинарию, псаломщиками — Иван Иванович Вестфальский, Михаил Васильевич Попов и Сергей Александрович Тростянский. Просфоры для прихожан выпекала дочь покойного дьякона Надежда Николаевна Путилина. В разряде духовенства оставались дети умерших священнослужителей — Александровы и Сильченковы. В течение двух лет замаливал грехи псаломщиком при церкви низведенный из сана священника Василий Милоградов, человек в летах. Вина его состояла в склонности к пьянству и совершении обряда крещения в нетрезвом виде, но дело это было на старой его службе, в Задонском уезде, а в Козловку его отослали на исправление.
Обязанности старосты Успенской церкви с 1901 года выполнял крестьянин Павел Иванович Филатов (1847 — после 1917), владелец двух каменных домов. Фамилия богача Филатова в Козловке еще не забыта, один из его каменных домов сохранился и используется больницей. П. И. Филатов занимался подрядами по строительству церквей; многие храмы в губернии возведены им, в том числе громадный Преображенский собор в Бутурлиновке. В 1914 году желание его выделиться из крестьянской общины и закрепить землю в частную собственность привело к бунту солдаток.
Один из сыновей Филатова заслуживает отдельного разговора. Помимо супруги Екатерины Федоровны в Козловке оставили только старший Яков, дочери Евдокия и Серафима были замужел за священниками в других селах. Козьма Павлович Фнлатов (1869 - после 1914) в 1891 году окончил Воронежскую семинарию, но по духовной стезе не пошел. В 1896 году он завершиучебу на историко-филологическом факультете Варшавского университета. Его дипломное сочинение «Очерк народных говоров Воронежской губернии» (Варшава, 1898) удостоено золотой медали Академии наук. Эта книга и сейчас используется специалистами по этнографии и диалектологии. К сожалению, мой земляк ученым занятиям предпочел карьеру чиновника. Вплоть до первой мировой войны он служил по акцизному ведомству в западных губерниях России, дальнейшая судьба его неизвестна. Яков Павлович Филатов (1866 — после 1930) в 1926 году был раскулачен и сослан в Сольвычегодск, его письма с Севера к землякам служили при арестах козловчан уликами «контрреволюционных связей».
Церковная усадьба занимала чуть более одной десятины, да в декабре 1909 года местной двухклассной школе уступили триста квадратных саженей. Сельское общество отмежевало причту 99 десятин пашни, частью они обрабатывали ее сами, а частью отдавали в аренду по 15 рублей за десятину. Священники имели собственные дома или нанимали квартиры. На церковной земле стояли каменная сторожка, деревянный домик и амбар, три деревянные лавки. Еще одно строение о трех комнатах под железной крышей было приобретено в 1895 году для размещения церковноприходской школы, открытой в 1889 году. В 1911 году в ней обучалось 49 мальчиков и 23 девочки. Священники обучали Закону Божиему еще в двух соседних школах — земской, действовавшей с 1895 года, и двухклассной министерской, учрежденной в 1911 году. Церковная библиотека насчитывала 450 томов.
Подробные сведения в клировых ведомостях приведены и о Троицкой церкви. Ее приход включал 990 дворов с населением в 7560 человек. С 1908 года церковь стала двухштатной: два священника, дьякон и два псаломщика. Василия Лебедянского в должности настоятеля церкви в 1908 году сменил Александр Михайлович-Автономов (1872 — после 1917), имевший в семье пять дочерей. Вторым священником служил Василий Митрофанович Богатырев (1882 — после 1917), прежде бывший дьяконом в Бутурлиновке. Павел Тимофеевич Иванов (1854—1917) совмещал обязанности дьякона и псаломщика, он жил в Козловке с 1884 года и сменил в Троицкой церкви Андрея Дмитриевича Серебрянского. Его дочь Антонина (1891 —1950-е гт.) учительствовала в Троицкой церковноприходской школе, а затем, вплоть до начала 1950-х годов, преподавала в начальной школе. Еще одним псаломщиком у Троицы состоял Николай Николаевич Медведев (1878 — после 1936). Просфоры в церкви выпекала Александра Ивановна Александрова. Церковным старостой служил сорокалетний крестьянин Иван Алексеевич Лепехин.
Среди духовенства состоял и заштатный протоиерей Василий Алексеевич Лебединский с семьей. С отцом и матерью Александрой Ильиничной жил взрослый сын Михаил, имевший свою семью. Леонтий и Владимир, ставшие землевладельцами, обитали в Козловке своими дворами. Дочери были отданы замуж: Лидия — за священника, младшая, Анна, — за русского консула в Маньчжурии. Между прочим, по полученным за многолетнюю службу орденам В. А. Лебединский приобрел право на потомственное дворянство; но возможностью изменить свой социальный статус не воспользовался.
Троицкая церковь владела 33 десятинами пахотной земли, которую причт обрабатывал своими силами, получая 220 рублей доходов. На церковной земле стояла деревянная сторожка. Собственные деревянные дома, крытые железом, имели священник А. М. Автономов и псаломщик П. Т. Иванов, остальные жили на квартирах. Церковноприходская школа, открытая в 1892 году, получала от сельского общества на свое содержание 140 рублей в год, в ней обучались 83 мальчика и 22 девочки. Поблизости от церкви располагалось кладбище, действующее и по сию пору.
Клировые ведомости 1911 года — единственный документ, подробно описывающий третью козловскую церковь — Вознесенскую. Ее строительство завершили в 1906 году, богослужения начались в феврале 1907 года. Приход включал 545 домов, где обитали 4277 человек. В штате были только священник и псаломщик. Настоятелем являлся Александр Николаевич Медведев (1876 — после 1936), впоследствии ставший одним из лидеров церковного обновленческого движения в Воронеже. В 1936 году самозванного «митрополита Воронежского» Александра, служившего при Никольской церкви Воронежа, арестовали и приговорили к пяти годам лагерей. Псаломщиком в Вознесенской церкви состоял Василий Михайлович Попов (1880 — после 1911), участвовавший в русско-японской войне. Татьяна Николаевна Нутилина, дочь умершего дьякона, девица, выпекала просфоры. Обязанности старосты выполнял неграмотный крестьянин Тимофей Григорьевич Неретин, 64 лет.
Усадебной земли при храме имелось около двух десятин, здесь стояли «подцерковные» дома, построенные тщанием прихожан для священника и псаломщика. Пахотная земля была отмежевана, но сельское общество взамен нее выплачивало причту 440 рублей. Церковноприходской школы не имелось, но действовала третья земская школа. Недалеко от церкви находилось кладбище.
Всего в Козловке в 1911 году проживали 14858 человек, из них к духовному сословию принадлежали 66 человек. Это менее половины процента от всего населения, но их влияние на жизнь сельского общества неизмеримо выше этой доли. В селе было около десяти школ разных типов, во всех преподавали священники, а церковноприходскими они же и заведовали. Практически все дети могли уже получить начальное образование, другое дело, что крестьяне не спешили отдавать их в школу, особенно девочек. Еще в 1880-е годы священник В. Турбин отмечал, что - «между жителями очень много грамотных, в каждом дворе — по 2, 3; но умеющих писать не много, что зависит от того, что крестьяне почти никогда не упражняются в письме. Довольно грамотных и между женщинами».
Сохранившиеся в районном архиве ЗАГСа в Бутурлиновке метрические книги позволяют увидеть те перемены в штате храмов, которые произошли после 1911 года. В Успенскую церковь на место С. Е. Пятницкого прибыл отец Василии Ильин, в Троицкой церкви появился священник Иван Аристов. Из метрик видно, что нередкими были похороны в церковной ограде. Там погребали всех членов причта и местных крестьян-благотворителей. Особенно пышно прощались с настоятелями. На отпевание протоиерея Василия Лебединского, которым скончался 12 июня 1912 года, съехалось духовенство многих сел Бобровского уезда. Все могилы в церковной ограде утрачены, а многие попросту разрыты при строительных работах, кости выброшены.
Сохранившиеся метрические книги Козлове к их церквей заканчиваются 1917 годом. Последние записи в Успенской метрике связаны со смертью: 26 декабря умерла Фекла Ивановна Акиньшина, 82 лет; 27 декабря — вдова Васса Андреевна Головкова, 85 лет; 29 декабря скончалась жена псаломщика Варвара Федоровна Попова, 70 лет; на следующий день — вдова Анастасия Никифоровна Дудоладова, 95 лет.
После революции для церкви начинается новая пора. Весной 1919 года, когда представители советской власти стали описывать церковное имущество, в Козловке вспыхнуло восстание. Два милиционера погибли, комиссия была избита и изгнана из села, но возвратилась с вооруженными красноармейцами... В конце 1920-х годов церкви стали одну за другой закрывать, а затем и рушить. В середине 1930-х годов все три церкви уже не действовали. Из кирпича Успенской церкви построили школу в Бутурлиновке. Места расположения церквей в Козловке давно застроены.
О судьбе многих священников ничего не известно. Принадлежавшие Дмитрию Богомолову дом и паровую мельницу изъяли. В «поповском» доме расположилась начальная школа, действовавшая до 1962 года, а мельница исправно служила людям вплоть до конца 1980-х, когда была растащена на кирпич. Священник Михаил Мишин жил в Козловке на угловой усадьбе «у креста» до конца 1930-х годов, до преклонных лет. Попадья умерла после Отечественной войны. Куда делись остальные — вряд ли теперь кто вспомнит. Тем не менее в архивной картотеке репрессированных они не значатся. Ни одной священнической фамилии в селе сейчас нет, разве что Поповы и Гончаровы, да жив сын регента Успенской церкви Алексея Васильевича Неретина (1870—1957). Долго в селе оставалась лишь невестка псаломщика Ивана Вестфальского, но теперь и она умерла.
Сельское духовенство, практически исчезнувшее к концу 1930-х годов, было важным элементом духовной жизни русской деревни. На примере Козловки вполне очевидно, что они сами и их дети внесли существенный вклад в развитие местной культуры.
А. Н. Акиньшин