Мне всегда было удивительно, как в исполнении самодеятельных актеров неожиданно новыми красками и смыслами расцвечиваются вроде бы совершенно знакомые произведения. И как проявляются в них какие-то новые качества. Чаще всего, очень хорошие. То, что в исполнении профессионалов могло выглядеть как примитив, тенденциозность, надуманность, социальный заказ, у любителей вдруг наполняется внутренней правдой, и трогает до глубины души.
Желаете наслаждаться легкой рябью от игры рыб не выходя с собственного дачного участка, а прудик зарастает без пользы? Самая неприхотливая рыба для пруда, будет доставлена в кратчайшие сроки. Индивидуальная работа с каждым заказчиком! Кроме того мы предоставим помощь в освоении потребностей выбранной вами рыбы, а так же консультацию наших специалистов и оценку сосуществования различных видов рыбы.

Вот и на фестивале любительских театров «Театральные встречи в Никольском», что проходил в прошедшие выходные в селе Никольское Верхнехавского района, я буквально наслаждалась искренностью и простосердечием актерского исполнения, торопливо смахивая то и дело набегающие слезы (несолидно как-то …) Все-таки театр - невероятное и очень неожиданное искусство. Обратить непрофессионализм в свою пользу не каждому искусству дано. Ему дано. Наверное, потому что все-таки главное в нем – не великое актерское мастерство, не сценические эффекты, не философские глубины, не режиссерские изыски, а вот эта ниточка, которая тянется от сердца к сердцу, от души к душе. От тех, кто на сцене, к тем, кто в зале. И обратно.

Жюри фестиваля, в которое входили весьма строгие и авторитетные ценители театрального искусства во главе с профессором ВГАИ Алексеем Константиновичем Дундуковым, единодушно признали нынешний VIII фестиваль одним из самых лучших. Я заметила, некоторые из его членов тоже тайком сморкались в платочек. А ведь совсем несентиментальные люди.

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ВОЙНЫ

Из девяти спектаклей, представленных на фестивале, пять были посвящены войне. Это, в общем-то, естественно. Год 65-летия Победы. Интересно, что все они – «тыловые». И почти все – женские. Как будто, не сговариваясь, руководители коллективов «сотоварищи» решили напомнить, что победа ковалась в тылу (как за линией фронта, так и перед ней). И что больнее всего война ударила по женщинам и детям. Потому что они для войны совсем не созданы. Как сказал герой спектакля Калачеевского народного драматического театра «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева капитан Махасев: «Мне, мужику, стыдно, что мы баб заставили винтовку в руки взять, что мы без них с фашистом справиться не можем…»

Вот, кстати, пример, когда очень, на мой взгляд, фальшивая, надуманная пьеса белорусского драматурга, который всегда отличался умением играть на самом сокровенном, благодаря тактичной, тонкой и умной постановке руководителя театра Петра Щербакова (он же – Полковник) и очень искренней игре девчонок превратилась в захватывающе интересный и пронзительный спектакль. Абсурдность и неправдоподобность ситуации, в которой оказались герои по воле драматурга, начинаешь понимать уже позже, отпереживав за судьбу четырех чистых и милых девчушек (Марина Здорина, Алина Соловянова, Светлана Жукова, Екатерина Богословская), посылаемых на верную гибель в тыл врага. Да, собственно, и не в ней дело (лично мне вся эта история с подменой артисток на празднике святой Агнии и провоз в охранную зону радиомаячка, кажется откровенным бредом). А в том споре, который ведут Капитан (Роман Дейнекин) и Полковник: на какие жертвы можно пойти ради победы? Где кончается грань нравственно допустимого и начинается моральный беспредел?

Должен ли был Капитан, узнав, что поведет девчонок на верную гибель (а задание, как оно сформулировано драматургом, могут выполнить только девушки, причем именно талантливые, с актерскими способностями) отказаться? Или прав Полковник, утверждающий, что, жертвуя четырьмя, мы сохраняем сотни, обеспечив успех операции? И что без жертв на войне не обойтись? Спор этот даже перекинулся в жюри. Некоторые обвинили спектакль в пропаганде войны, в её оправдании. Хотя, конечно же, это не так. Весь поэтический строй спектакля, кстати, очень порадовавшего уровнем постановочной культуры и активным использованием технических и прочих средств выразительности (недаром он получил приз «За лучшую режиссуру»), буквально «плачет» о трагических девичьих судьбах. Но, возможно, этот вопрос и не возник, будь жертва со стороны девушек осознана. Сейчас они, действительно, выглядят как агнцы, ведомые на заклание опытным пастухом. Совершенно непонятно, знают ли они сами, что станут мишенью для снарядов, или пребывают в счастливом неведении относительно своей судьбы, уже решенной за них другими? А это две большие разницы: идти на жертву самому или оказаться ей против своей воли.

Впрочем, возможно, ответ в Капитане, которого так тонко и душевно, без малейшего пережима изображает Роман Дейнекин. Он идет на эту авантюру (с моей точки зрения) ради спасения хоть кого-нибудь из девочек. И спасает. Одну. А с остальными, мертвыми, уходит, живой, куда-то вдаль, крепко держа их за руки. Душа его – с ними.

Очень неожиданно представлена война в спектакле Владимира Разуваева по пьесе тоже современного драматурга Тараса Дрозда «Это, девушки, война!» Он поставил его со студентками Воронежского института менеджмента, маркетинга и финансов, где уже 10 лет ведет театральную студию (единственную, кстати, в Воронеже на сегодняшний день). Александра Куликова, Наташа Сударева, Дарья Подкопаева и Ольга Попова показывают нам четыре типа советских девушек на войне. Первая, Люда, - верующая. Вторая, Наташа, - наивное дитя. Третья, Валентина, - идейная комсомолка, с запудренными пропагандой мозгами. Четвертая, Тося, - просто влюбленная. Перед исполнительницами ролей стояла очень непростая задача – в спектакле практически нет действия, все происходит в одной комнате, где живут их героини - шифровальщицы какого-то разведуправления, все главные события происходят «за кадром», даже конфликта открытого нет, только столкновение характеров и мироощущений. (Мировоззрением, пожалуй, обладает только одна из них – верующая в Бога Люда). Она и оказывается нравственной доминантой спектакля. А вот идейная Валентина вольно или невольно становится «стукачкой», слишком рьяно исполняя свой воинский долг. Скорее всего, печальна из-за её излишней откровенности в «особом» кабинете судьба влюбленной в какого-то капитана разведчиков Тоси, мечтающей только о своем возлюбленном и возможности быть с ним рядом. Её уже вызвали «с вещами» и подозрением в антисоветской деятельности. Та же участь ждет и Люду. Почему она скрыла, что верит в Бога? А наивная Наташа слишком много болтает…

Было приятно видеть, с каким пониманием, уважением и проникновением играют современные рационалистичные девушки своих военных сверстниц. И хотя им не всегда удается выдерживать нарастающее напряжение в отношениях между героинями спектакля, но в этом даже просматривается определенная человечность, которая в финале прорывается объятиями и слезами радости и прощения. Наши пошли в наступление! В конце концов, они всего лишь обыкновенные девчонки. Им нужна победа, прежде всего, чтобы любить, завести семью, растить детей…

Приятно было смотреть и на учащихся Новоусманского лицея, впервые приехавших на фестиваль. Его литературный театр «Арлекин», созданный учительницей русского языка и литературы Лидией Игоревной Антоненко, привез спектакль «Похоронок не было» по довольно старой, заигранной пьесе Зота Тоболкина. В её основе трогательная история о юных ленинградцах, брате и сестре, оказавшихся в эвакуации в каком-то глухом сибирском селе. Старшая – Настя (её играет Виктория Плотникова), работая на почте, чтобы не причинять горя сельчанкам, стала прятать в сейф все похоронки. До лучших времен. И сама писала письма от лица уже погибших солдат. Не знаю, насколько все это могло быть реальностью. Особенно меня смущает реакция радости и благодарности к обманщице вдов, узнавших об обмане. Но ученикам старших классов лицея вместе с преподавателями, которые играют возрастные роли, удалось и в этом убедить зрителей. И хотя ребятам явно не хватает актерского навыка, а режиссер не всегда может точно поставить перед ними актерскую задачу и выстроить действие, вера в предлагаемые обстоятельства у юных актеров – безусловная. И она подкупает. Вообще забываешь, что перед тобой сегодняшние школьники. Такое ощущение, что это ребята из тех далеких военных лет пришли к нам сегодня, чтобы рассказать о том, как они боролись, страдали, любили, о том, как пережили войну.

НАРОДНОЕ О НАРОДЕ

Главным открытием военной части фестиваля были, конечно, два спектакля: Панинского народного театра «Вдохновение» - «Трибунал» Андрея Макаенка (постановка Владимира Золотарева, режиссерский дебют) и Никольского народного театра – «Три мешка сорной пшеницы» по одноименной повести Владимира Тендрякова (инсценировка и постановка Светланы Сукочевой).

Выступлений никольцев на фестивале всегда ждут с особым интересом. Этот народный театр сумел каким-то таинственным образом сохранить дух настоящего крестьянского театра, ведущего свою историю от того, старинного, созданного Соколовыми в 19 веке. Все-таки есть огромная разница, когда крестьянина играет не актер, никогда не знавший каторжного сельского труда, а сам крестьянин, председателя колхоза – сам председатель, или на худой конец, колхозный специалист, учительницу – учительница, а доярку, ну пусть не сама доярка, но селянка, не понаслышке знакомая с дойкой и с коровой. Правду жизни, которую они несут вместе с собой, невозможно имитировать.

К сожалению, сегодня из профессионального искусства стремительно исчезают актеры, способные воплотить крупные, яркие народные характеры. Где они, современные Ульяновы, Глебовы, Матвеевы, Борисовы, Евстигнеевы, Леоновы, Орловы, Мордюковы, Смирновы, Макаровы, Марецкие? Усредненность и посредственность… У Никольского театра с этим нет проблем. Здесь есть Михаил Сапрыкин, Константин Руденко, Нина Шугаева, Алексей Левин, Валентина Рогова, Марина Хабарова, Ольга Пономарева. Каждый из них настолько колоритен, настолько индивидуален, что им и играть особенно ничего не надо. Достаточно быть самим собой. Во время спектакля «Три мешка сорной пшеницы» меня не покидало ощущение, что это сам народ рассказывает свою печальную историю. Историю о том, какую цену заплатили за победу простые сельские труженики в тылу, вернее, труженицы. Какие приняли страдания – и от немцев, война с которыми забрала всех мужиков, и от своих, тех, кто слишком рьяно выполнял постановления партии, забирая в селах последние «три мешка сорной пшеницы», обрекая деревню на голодную смерть. Замечательная, умная, глубокая повесть. «Победа… О ней, наверное, потом без конца будут говорить… Но забудется одно, что героические победы делаются усталыми – предельно усталыми людьми», - писал в ней Тендряков. Светлана Сукочева поставила спектакль именно про эту беспредельную усталость людей. И про их несломленный дух. И, видимо, эта мысль оказалась близка и понятна исполнителям. Потому что они её передали очень точно.

Спектакль собрал кучу призов. Почти все главные актерские работы отмечены жюри. Получил приз и исполнитель главной роли Григорий Южаков (на снимке), выпускник Воронежской академии искусств: за профессиональную помощь театру. Он, действительно очень органично вписался в ансамбль никольских артистов, сыграв лирического героя, светлого и чистого юношу, вернувшегося с войны покалеченным и уставшим, но не потерявшим способность к состраданию. Приз за лучшую женскую роль получила его партнерша – Татьяна Баранникова, игравшая Веру. А вернее сказать, простую бабью тоску о любви, невозможность жить для себя, безмерную усталость от долгого безрадостного и «безлюбовного» существования. Сумела же! А первая роль в жизни.

Приз за лучшую мужскую роль получил Юрий Заздравных из Панино. Правда, как он сыграл старосту Терешко по прозвищу Колобок (назвали, видимо, за живость и лукавство. По комплекции герой пьесы – небольшой и щуплый мужичонка) в «Трибунале» Макаенка, не каждый профессионал сумеет. Потому что Заздравных – самородок. Он, наверное, и в жизни такой – веселый балагур, грозный внешне, но безгранично добрый отец. А как органично пришлась ему яркая, выразительная деревенская речь его персонажа! Напомню, что сюжет этой обошедшей все советские подмостки пьесы, весьма простой и идеологически выдержанный. Некий крестьянин Терешко напрашивается сотрудничать с фашистами и становится старостой села. Большая его семья, четыре женщины и сын-подросток, объявляют некогда любимому мужу и «бате» не просто войну, они его судят и приговаривают к казни. Сам «батя» терпеливо сносит бабий беспредел – его запихивают в мешок, пряча от начальника местной полиции и коменданта, которые то и дело вмешиваются в семейную патриотическую разборку. Он из мешка пытается по очереди разжалобить каждого из членов своего семейства и переманить на свою сторону, до поры скрывая, что выполняет партизанское задание. Не тут-то было! Все бабы и сын проявляют беспримерную стойкость и преданность Родине. «Ну, мать, мы с тобой вырастили настоящих патриотов», - скажет в конце с гордостью довольный своими чадами отец.

Актер очень убедителен в этой трагикомической ситуации. И невероятно смешон. Смех и юмор, с которым театр рассказывает эту народную притчу, спасает его от излишнего пафоса. И этому даже не мешает несколько натянутый трагический финал – сын Терешко взрывает себя вместе с фашистами, искупая «предательство» отца. Сам Юрий Заздравных на вручение призов не остался. Умчался домой сразу после спектакля. Как выяснилось, он и в жизни – многодетный отец…

ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ТЕАТР

Но главным событием фестиваля, его «изюминкой», стал, конечно, феерический спектакль Бутурлиновского народного театра «Всеобъемлюще» по пьесе Николая Коляды. Во-первых, выяснилось, что этот автор может писать не только «чернуху» и « бытовуху», с которыми его имя неразделимо с конца 90-х. Пьеса про двух неудачливых актрис невероятно смешна, трогательна, по-настоящему драматична, психологична, написана с большим знанием дела и любовью к театру. Во-вторых, в недрах Бутурлиновки обнаружены две совершенно потрясающие народные актрисы, которым оказались по плечу сложнейшие актерские и сценические задачи - это Любовь Сердюкова и Татьяна Мухортова (причем у последней – это дебют!). Я не уверена, что в наших профессиональных театрах найдется пара актрис среднего возраста, которым бы удалось воплотить драму и счастье жизни этих двух влюбленных и испорченных театральным искусством женщин.

Под впечатлением от увиденного фейерверка строгое жюри дрогнуло и допустило какую-то прямо совсем уже эмоциональную формулировку в дипломах, которыми награждены обе исполнительницы: «за блистательный дуэт»! А молодые ребята, выходя из зала, говорили: «Вот у кого надо учиться!» Причем, имели в виду они, конечно же, не профессионализм. То, что продемонстрировали нам самодеятельные актрисы – это что-то другое, чему не так-то просто найти определение. Но о большом профессионализме в данном случае говорить не приходится. Но даже его недостаток (актрис-то они играли бездарных!) невероятно шел этим двоим, чей темперамент, личное обаяние, раскованность, какая-то бесшабашная (или безбашенная?) смелость буквально сметала все преграды на пути к зрительским сердцам. И они их завоевали. Всеобъемлюще.

И СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

А это театр, который, ничтоже сумняшеся, представил на суд жюри старую американскую комедию «Моя жена – лгунья» М. Мэйо и М. Эннекен. И получил награды практически за все роли – так ярко, со вкусом, смыслом и юмором они были исполнены. Лискинский народный театр под руководством старейшины воронежской любительской сцены Маргариты Повышевой. Они могли бы просто весело разыграть эту сюжетную комедию положений, как это сделали в Бобровском народном драматическом театре (комедия «На вираже судьбы» Нила Саймона - сценический вариант бобровцев знаменитой «Калифорнийской сюиты») или в Острогожском народном театре (вампиловский «анекдот в одном действии» «Двадцать минут с ангелом») – и ничего не получить. Потому что, как выяснилось, если любительский театр, играя какую-нибудь пьесу, не вкладывает в него свою мысль, душу и боль своего сердца, то пропадает весь смысл его существования. Ему органически чуждо коммерческое искусство и коммерческий подход. И не потому, что заработать не хочется. А просто коммерческое искусство, чтобы морочить зрителям голову, требует особого, иногда высочайшего профессионализма. А по профессионализму, сценическим эффектам и зрелищности любителям никогда не угнаться за профессионалами.

Лискинцы рассказали историю про то, как любовь превращает женщину из пустой, избалованной мещанки не только в преданную супругу, но и страстную мать. Надо сказать, что идея в пьесе не лежала на поверхности. В ней слишком много путаницы, розыгрышей, «лжи», да еще эта чехарда с тремя(!) подставными младенцами! Впору актерам, выпутываясь из всех придуманных драматургами перипетий, напрочь забыть, о чем они играют. Но – не забыли, вытащили, показали – и выиграли.

Потому что победы в любительском театральном творчестве, как словами Пастернака выразился председатель жюри Алексей Дундуков, надо искать там, «где кончается искусство и дышат почва и судьба». В селе Никольском.

© Copyright 2005-2020. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании активная ссылка на ресурс обязательна.

^ Наверх